От летящей тележки к летящим поездам.
2005, Tом 2, выпуск 4
Тематика: ВТСП устройства
Идея транспорта на магнитном ВТСП подвесе медленно, но верно реализуется. Основные достоинства такого транспорта – бесшумность, высокие скорости, экологическая безопасность, низкие энергозатраты. Существует два направления разработок – пригородный транспорт, связывающий мегаполис с аэропортом, и высокоскоростной транспорт на большие расстояния. Даже краткий перечень маглев-проектов говорит о масштабах проводимых разработок. В США, Германии, Японии, Китае реализованы проекты поездов на основе магнитного подвеса, созданы испытательные участки высоко-скоростного наземного транспорта. В России в Московском авиационном институте совместно с ОАО «Новые транспортные технологии» и при участии IPHT (г. Йена, Германия) разработаны действующие модели транспорта с магнитным подвесом на основе массивных ВТСП элементов на экипаже и с редкоземельными магнитами на полотне дороги. Разработаны, спроектированы и созданы модели подвеса с магнитными ВТСП опорами для экспе-риментальных исследований их параметров.
В настоящее время в МАИ проходит испытание на 5 м участке модель транспорта на магнитном ВТСП подвесе. Масса левитирующего экипажа 500 кг. Зазор между экипажем и полотном составляет 3 см. Длительность левитации до полного выкипания криоагента – около 3 часов, при своевременной дозаправке криоагентом – не ограничена [1].
Ученые МАИ принимают участие в разработке концепции создания наземной системы связи московских аэропортов на основе высокоскоростного транспорта с магнитным подвесом.
ректор МАИ А.М.Матвеенко в левитирующем экипаже (стоит - руководитель проекта Л.К.Ковалев)>
китайская модель.
Аналогичная конструкция транспортного экипажа с магнитным подвесом на основе массивных ВТСП элементов испытывается в Китае [2] с 2000 года. Для испытаний изготовлен участок полотна из NdFeB длиной 15,5 м и левитирующий транспортный экипаж длиной 3,5 м. Экипаж рассчитан на четырех пассажиров. Общий вес транспортного средства с четырьмя пассажирами равен примерно 530 кг.
За три года эксплуатации экипаж перевез 27000 человек, а суммарное пройденное расстояние составило 400 км.
- ПерсТ, 2004, 11, вып.5
- Supercond. Sci. Technol. 2005, 18, S215