Выпуски бюллетеня

ТомНомер
13 1
12 1 2 3 4 5 6
11 1 2 3 4 5 6
10 1 2 3 4 5
9 1 2 3 4 5
8 1 2 3 4 5
7 1
6 1 2 3 4
5 1 2 3 4 5 6
4 1 2 3 4 5 6
3 1 2 3 4 5 6
2 1 2 3 4 5
1 1 2
0 0

Тематический указатель

ВТСП катушки для размагничивания кораблей

2008, Tом 5, выпуск 5
Тематика: ВТСП устройства

Компания American Superconductor (AMSC) объявила о поставке ВТСП катушек для размагничивания кораблей военно-морскому флоту США (корабельной ремонтной станции Naval Surface Warfare Center Carderock Division, Филадельфия).

Размагничивание корпусов военных кораблей уже свыше 60 лет является эффективным способом уменьшения магнитного поля вокруг корабля, что снижает возможности магнитных систем обнаружения, и хорошей защитой от магнитных мин (рис. 1).

Рис. 1. Уменьшение размеров области рассеянных магнитных полей корабля с размагничивающей системой.

Рис. 2. Петли размагничивания десантного корабля ВМС США.

Современные размагничивающие системы – это многотонные сети из нескольких петель размагничивания (рис. 2), образованные медными электрическими кабелями. Кабели уложены внутри корпуса судна и опутывают его с верху до низу со всех сторон.

Предварительные испытания ВТСП системы размагничивания успешно прошли на борту ракетного эсминца USS Higgins водоизмещением 8000 тонн (рис. 3).

Рис. 3. USS (United States Ship) Higgins DDG (Guided Missile Destroyer) 76 класса Arleigh Burke – один из наиболее крупных и мощных эскадренных миноносцев ВМС США.

ВТСП катушка размагничивания общей длиной 40 метров по своим параметрам соответствует традиционной размагничивающей системе с 4100 Aмпер-витками. При этом падение напряжения на катушке составило менее 0,5 В, что на три порядка меньше, чем в медных обмотках.

Рис. 4. Внешний вид соединительной муфты и ее разрез.

Обращает на себя внимание оригинальная конструкция соединительного устройства участков ВТСП кабеля. Секции кабеля были соединены быстроразъёмной криогенной/электрической соединительной муфтой (рис. 4), новой конструкции, специально разработанной для ВМС США по контракту SBIR (Small Business Innovation Research). Такая муфта позволяет одновременно осуществлять как подсоединение петли размагничивания к источнику тока, так и соединение гибкого криостата ВТСП катушки с криостатом другой ВТСП катушки или с системой криогенного обеспечения. Ответственным разработчиком муфты является компания Tai-Yang Research Co., специализирующаяся на ВТСП устройствах. Криогенное соединение разработано компанией Creare, Inc. (Гановер, Нью-Гемпшир).

В течение ближайших двух лет планируются испытания ВТСП систем размагничивания на различных кораблях ВМС США (атомных авианосцах, десантных кораблях, ракетных фрегатах).

Согласно оценкам экспертов AMSC, использование ВТСП катушек вместо традиционных, выполненных из меди, уменьшит для системы размагничивания:

o массу – на 50-80%;

o энергопотребление – на 25%;

o стоимость – на 75%;

o общую длину кабелей – более чем на 80%.

Рис. 5. Сравнение сечения медных и ВТСП кабелей.

Исследования возможности использования ВТСП материалов для размагничивания кораблей является одной из вех на пути создания судового электрооборудования нового поколения.

ВМС США уже приступают к созданию военных кораблей и субмарин с полностью электрическим приводом, состоящим из генератора, механически связанного с основной корабельной силовой установкой, преобразовательного агрегата с электронным управлением и гребных электродвигателей. В рамках этого проекта AMSC уже разработала, создала и провела в марте 2007 года испытания тихоходного гребного ВТСП электродвигателя мощностью 36,5 МВт.

Работы по созданию судового ВТСП электрооборудования продолжаются уже несколько лет и демонстрирует общность интересов разработчиков сверхпроводящего электрооборудования, Министерства обороны и Министерства энергетики США.

А.А. Никонов, А.К. Чернышева

  1. По материалам сайта American Supercon-ductor (http://www.amsc.com/).
  2. Department of Energy’s High Temperature Su-perconductivity Program Peer Review 2008.
  3. Superconductor Week, 22, n. 15, 3 (2008).
Главная | Новости | Бюллетень | Конференции | Поиск публикаций в базе данных | Новое в базе данных
Российские организации | Энциклопедия | Цели сайта | Контакты | Полезные ссылки | Карта сайта | Помощь

© Copyright 2006-2012. Использование материалов сайта возможно только с обязательной ссылкой на сайт.
Свои замечания и пожелания вы можете направлять по адресу perst@isssph.kiae.ru
Техническая поддержка Alexey, дизайн Teodor.