Выпуски бюллетеня

ТомНомер
13 1
12 1 2 3 4 5 6
11 1 2 3 4 5 6
10 1 2 3 4 5
9 1 2 3 4 5
8 1 2 3 4 5
7 1
6 1 2 3 4
5 1 2 3 4 5 6
4 1 2 3 4 5 6
3 1 2 3 4 5 6
2 1 2 3 4 5
1 1 2
0 0

Тематический указатель

Исследование рынка ВТСП - 2009

2009, Tом 6, выпуск 4
Тематика: Финансирование и рынок

Американская фирма Bento Strategy, консультирующая по вопросам менеджмента и специализирующаяся на исследованиях рынка, уже второй год проводит оценку состояния мирового рынка сверхпроводников и изделий из них. Метод исследования – анкетирование респондентов – профессионалов в научных, промышленных и управленческих структурах, имеющих отношение к сверхпроводимости.

Исследования преследовали следующие цели:

· получение количественной, информации о наиболее вероятных областях использования ВТСП материалов;

· оценка тенденций, сроков и потенциала развития рынка;

· оценка конкурентоспособности ВТСП материалов в различных областях их использования.

Лидерами по числу респондентов стали страны Западной Европы - 30%, на втором месте США - 28%, в Японии - 12%, Корее - 7%, российские респонденты представлены 3%.

Наиболее активно в опросах приняли участие учёные из академических институтов (40%). Сотрудники государственных научных учреждений составили 29%. Следует отметить, что по сравнению с прошлым годом на 5% вырос интерес к ВТСП у представителей промышленного сектора, достигший в 2009 году 18%. Возросло на 7% число респондентов из среды инженерно-технических работников и руководства. Эти цифры позволяют предположить рост активности персонала, занятого использованием сверхпроводимости в своих проектных работах. Однако некоммерческий сектор все еще занимает три четверти от списка респондентов.

Собранная и представленная в отчёте большим количеством диаграмм и таблиц информация, позво-лила аналитикам Bento Strategy сделать ряд интересных выводов.

1. Более половины опрошенных (60%) уже купили сверхпроводящий провод, или хотят купить его в ближайшие 3 года. Почти 90% респондентов планируют в будущем купить ВТСП провод второго поколения.

2. 95% респондентов назвали американские фирмы SuperPower (50% голосов) и AMSC (45% голосов) наиболее вероятными поставщиками ВТСП провода в течение ближайших 3-х лет. Японская фирма Sumitomo Electric заняла третье место (37%). С большим отрывом отстают Европейские фирмы Bruker HTS, Columbus Superconductors (12%) и Zenergy Power (10%).

3. Наибольшей коммерческой выгодой при использовании ВТСП материалов респондентами признаны сверхпроводниковые ограничители тока (СОТ), токовводы, магниты для физических исследований (ЯМР, физика высоких энергий и т.д.), магниты для медицинских исследований (МРТ), а также СКВИД электроника.

4. Веским козырем при внедрении ВТСП устройств будет возможность использования для их охлаждения микрорефрижераторов вместо жидких хладагентов. Однако многих волнует современное состояние разработок в этой области и особенно понимание того факта, что недостатки современного криогенного оборудования могут сильно замедлить выход ВТСП устройств на рынок, что становится существенной помехой в среднесрочной перспективе коммерциализации ВТСП оборудования.

5. С точки зрения респондентов в ближайшей перспективе наиболее вероятна коммерциализация ВТСП изделий в сферах науки и техники, медицины и обороны.

6. Следует отметить возникновение интереса к использованию провода на основе MgB2 в магнитах для МРТ.

7. Отмечена оригинальность использования ВТСП в индукционных нагревателях; их высокие показатели по энергосбережению могут привлечь широкое внимание общественности.

8. Для применения ВТСП технологий в промышленности необходимо иметь сначала в наличии работающие прототипы изделий, чтобы привлечь внимание к крупным проектам. В настоящее время уже существует ряд готовых прототипов изделий и нужны только спонсоры для создания демонстрационных образцов.

9. Базовой характеристикой сверхпроводящего провода 43% респондентов называют доступность цельных 1000 метровых кусков. Однако 66% опрошенных специалистов считают приемлемыми и 500 метровые куски. Для высокополевых магнитных систем, как отмечается, необходимы провода 2 км длины.

10. Примечательно, что призывается перестать задавать цену сверхпроводящих проводов в единицах $/кА-м.

11. Как видно из таблицы 1, приемлемой ценой на ВТСП провода для нужд НИОКР признаны цены от 150 до 500 и более $/кА-м, для прототипов изделий – от 75 до 150 $/кА-м и для начального производства - от 25 до 75 $/кА-м. Рентабельной для широкомасштабного использования ВТСП материалов большинство респондентов считают цену ниже 10 $/кА-м.

12. Характеристики сверхпроводящих изделий остаются самым главным фактором, но их рентабельность по-прежнему определяется ценой.

13. Хотя ВТСП 2-го поколения и признаются наиболее приемлемыми для применения в большом числе устройств, однако для ЯМР и магнитных систем с полем >15 Тл и МРТ с полем >3 Тл респонденты отдают предпочтение низкотемпературным сверхпроводникам или MgB2 (см. Таблицу 2).

Таблица 1

Таблица 2

Приведенная в отчете таблица иллюстрирует высокую оценку научной общественностью ВТСП провода 2-го поколения.

Ю.А. Терентьев

Главная | Новости | Бюллетень | Конференции | Поиск публикаций в базе данных | Новое в базе данных
Российские организации | Энциклопедия | Цели сайта | Контакты | Полезные ссылки | Карта сайта | Помощь

© Copyright 2006-2012. Использование материалов сайта возможно только с обязательной ссылкой на сайт.
Свои замечания и пожелания вы можете направлять по адресу perst@isssph.kiae.ru
Техническая поддержка Alexey, дизайн Teodor.